понедельник, 30 июля 2007 г.

Невыдуманные истории с продолжением


В апреле 1971 года нас, еще совсем салажат (самому старшему было 19 лет), после окончания 1-го курса Школы техников ВМФ СССР, отправили для прохождения практики на боевые корабли КТОФ. Ехали мы не долго, сначала на пассажирском поезде до Владивостока, а затем на электричке до Шкотовского района и там уже добирались до п. Тихоокеанский (залив Стрелок), где и должны были разойтись по кораблям согласно предписаний. Но то ли начальство не рассчитало, то ли нас не встретили, как положено, но прибыли мы поздно вечером, девать нас было некуда и разместили всех на крейсере 'Д. Пожарский'. Состояние наше было неописуемо, когда мы увидели этот корабль, да что этот - вообще первый корабль в своей жизни! До сих пор вспоминаю ночь, проведенную на крейсере: темнота, кругом одно железо., куда идти, к кому обратиться.. Так и провели ночь не закрывая глаз, тихо переговариваясь в полумраке, сон вообще напрочь пропал! Наутро собрали всех 'школяров' на верхней палубе, построили (а было нас примерно человек 120), зачитали список и разогнали по 'коробкам' - кого куда. Меня и еще 4-х моих однокашников отправили на Большой противолодочный корабль 'СТРОГИЙ' В корабль мы влюбились сразу и на всю жизнь! Это был красавец более 140 метров в длину и более 15 метров в ширину, высота до клотика - аж бескозырка падала, и это при том, что борт у форштевня был 13,2 метра! ТТД корабля я не буду описывать, да не специалистам это и не интересно. Расскажу немного о том, как я практику проходил там. Прошло уже больше 35 лет, а без смеха до сих пор вспомнить не могу отдельные случаи. Итак, история первая: 'Как я стал почти полноправным членом экипажа'. Готовили нас в училище по разным специальностям, кто - то должен быть стать специалистом РТС (радиотехнической связи), кто - то механиком, а мою группу готовили стать специалистами - гидроакустиками, то есть и меня тоже учили этой премудрости. Но как бы хорошо не учили в теории, а на практике это совсем другое оказалось. Я ни как не ожидал, что боевой пост гидроакустика будет в самом центре корабля, на 2-й палубе, а сам излучатель боевой станции будет находиться в самом днище корабля, да еще, стоя рядом с ним , можно и воду созерцать в шахте, куда он опускается! Тут уж не до смеха было: стоишь около излучателя, а над головой одного железа более 35 метров сверху, и ощущение что ты вроде как на подводной лодке находишься, ведь на несколько метров в высоту от тебя - вода, вода, вода.., глаза опустишь, а в метре от тебя - НАСТОЯЩАЯ вода! Поначалу оторопь брала, страшно же! Ну так вот, бегаю я, значит, снизу вверх, сверху вниз от поста до излучателя и обратно, изучаю материальную часть таким образом на бегу, в руках ветошь протирочная (основной конспект практиканта). Спуски и подъемы по трапу уже освоил, все что можно уже отдраил, 'побелил' и смазал, а 'годки' только посмеиваются: то одно принеси, то другое, то там протри, то здесь.. и так - целую неделю. Про друзей даже забыл - не попадались мне на пути моего военно-морского обучения, где то в другом месте, наверное, свою специальность осваивали с теми же конспектами. К концу недели старшина команды меня и спрашивает, мол, ну как, салага, осваиваешься? - Так точно, - отвечаю, - товарищ старшина, осваиваюсь! - Молодец,- говорит старшина, на этом твоя переподготовка закончилась! Сегодня вечером, говорит, будешь крещение принимать, морское! И пошел по своим старшинским делам в кубрик, значит. Стою я между небом и водой на 2-й палубе и думаю, хорошо это или плохо, крещение то бишь! Нам никто этого не говорил, что за крещение такое, с чем его едят (знал бы я тогда это)? Из задумчивости меня вывел командир БП, вышедший из поста гидроакустиков, и придав мне небольшое ускорение, тем самым определив направление дальнейшего моего прохождения практики понятно и доходчиво.. Наступил вечер. После вечернего чая, собрали нас (вот тут я впервые и встретился со своими горе - матросами из группы) около излучателя, на самом днище корабля. Присутствовал весь личный состав РТС, за исключением, естественно, офицеров. Надо отдать должное, весь ритуал проходил торжественно и строго. Кроме нас, курсантов, на обряд крещения притащили матросов - первогодков, а потом оказалось, что и из 'старичков' не все проходили его - это уже выяснилось потом, методом 'а - ты, а я вот..'. Но это уже всё стирается в памяти, кроме одного - самого обряда! После того, как нам рассказали, что это за обряд такой, у нас у всех почему - то резко скрутило животы! Оказывается, обряд 'морского крещения' состоит в том, что всем непосвященным необходимо выпить по целому плафону морской воды, не останавливаясь, а емкость у этого плафона (кто служил - знает) - около 2-х литров, блин! Да и вода Японского моря по вкусу резко от газировки отличается! Нам сразу всем расхотелось служить в доблестном ВМФ, о чем и было сказано опрометчиво вслух некоторыми несознательными и допущенными до 'великого обряда посвящения'. Но не тут - то было! Старшина команды популярно объяснил, что не прошедшие 'обряд крещения' в коллективе, будут его проходить индивидуально под излучателем без страховки вместе с местной фауной, которая там водится. Нам всем, и мне в том числе, стало чего - то грустно от такой перспективы.. Но зато, какие мы гордые были, когда осилив этот дурацкий плафон с морской водой, зачерпнутый прямо около излучателя, передавали его следующему участнику, которому еще только предстояло это 'таинство'.. Честно сказать, не все тогда прошли это испытание, несколько человек просто не смогли выпить такое количество воды, да еще после вечернего чая и естественно, никто никуда не заставлял их нырять - они просто позже сами, добровольно испили 'святой' водицы! Но я был горд за себя, хотя мне и было плохо потом! Горд тем, что я стал почти полноправным членом экипажа красавца - крейсера! Почему почти? Да потому, что не был в штатах боевой единицы флота! Курсант ведь. Уже потом, позже, закончив училище и будучи распределенным на корабли Флота, став командиром, я всегда помнил эту морскую традицию, одновременно смешную и по-своему жестокую, без обиды.. Сегодня, перед тем как написать этот рассказ, я решил поискать в Интернете какие - нибудь сведения о моем корабле, на котором я провел первые 5 месяцев из своей восьмилетней морской жизни и, о ужас - я нашел! Лучше бы не искал, честное слово.


Большой противолодочный корабль 'СТРОГИЙ'


'Сразу после постройки 8 января 1969 года в Николаеве БПК 'Строгий' был включен в состав КТОФ. При переходе на Дальний Восток маршрут корабля пролегал вокруг Африки, через Индийский океан. За время перехода 'Строгий' нанес визит в сомалийские порты Бербера, Могадишо и Кисмаю (5 -7 декабря 1969 г.). Корабль часто нес боевую службу в Индийском океане: в период с 4 по 8 февраля 1972 года он посетил эфиопский порт Массауа, со 2 по 7 июня 1978 года - порт Виктория на Сейшелах, а при возвращении во Владивосток с боевой службы - вьетнамский порт Хайфон (5-10 ноября 1978 г.). Дважды 'Строгий' проходил средний ремонт во Владивостоке и вновь выходил на боевую службу. Последним иностранным портом посещения стал для него Мозамбикский порт Мапуту (22 - 26 июня 1985 года), куда БПК зашел, возвращаясь на Дальний Восток из Севастополя, где прошел краткий неотложный ремонт. С 1 ноября 1990 года 'Строгий' был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен на отстой во Владивостоке, а 30 июня 1993 года - окончательно исключен из состава ВМФ и разоружен. Расформирование экипажа корабля началось 11 февраля 1994 года. Корпус 'Строгого' был продан на слом в Индию. Но при буксировке корабль затонул во время шторма в 1995 году у Сингапура.'
Печально, но с другой стороны, я рад за корабль: не достался он, гордость флота, 'друзьям'! Вечная ему память в сердцах моряков! Но такова жизнь: на смену старым кораблям приходят новые - все как у людей на земле! А посему, с праздником Вас, друзья! С Днем ВМФ, братишки! (продолжение следует)

3 комментария:

Unknown комментирует...

Привет, мне понравился рассказ:) Надо писать продолжение, получится целая книга: "Морские рассказы" )

Анонимный комментирует...

Мне тоже понравился

Анонимный комментирует...

Начну читать с самого начала!